«Будапешт» на века

Compressed file

История легендарного отеля, пережившего не одну эпоху

Если вы не можете посетить Венгрию, не расстраивайтесь. Ограничения не вечны, а вот текст Олеси Спода о московском «Будапеште» и его легендарной истории – останется с вами навсегда

Самая прогрессивная улица Москвы

Одна из старейших гостиниц Москвы — «Будапешт», как и сама улица – Петровские линии, где она располагается на протяжении более века, была и остается местом притяжения как для москвичей, так и для гостей столицы.

Первые здания появились здесь в 1874 году по инициативе «Товарищества Петровских торговых линий в Москве», которое выкупило этот участок земли. Построенные по проекту архитектора Бориса Фрейденберга два доходных дома с магазинами и рестораном дали жизнь целой улице, которая, не без корыстных устремлений привлечь больше покупателей, была передана «Товариществом» городу. Именно Петровские линии получили первыми в Москве электрическое освещение, что вызвало у москвичей восторг — на невиданную до тех пор электрическую иллюминацию многие специально приходили посмотреть. Несколько фонарей той эпохи до сих пор располагаются здесь непосредственно перед входом в гостиницу.

И именно Петровские линии стали одной из первых московских улиц, где была проложена асфальтовая дорога. По свидетельствам многих москвичей тех времен, эта улица была одной из самых чистых в столице.

От Ампира до Авроры

Одной из главных «достопримечательностей» Петровских линий было и остается здание отеля «Будапешт», возведенное также, как и другие здешние «долгожители» по проекту Фрейденберга в 1876 году. Эта гостиница стала свидетелем смены трех эпох российского государства: Российской империи, Советского Союза и становления современной России. Пожалуй, немного гостиниц сейчас может похвастать такой богатой историей.

Compressed file
Улица Петровские линии
Фото: сайт отеля "Будапешт"

Первоначально здесь располагался один из первых электротеатров (кинотеатров) «Россия», куда зрители приходили не только ради «синема», но и насладиться вкусной едой в ресторане при заведении. Это место до начала 20 века было знаменито среди любителей кондитерских изделий своей «фирменной» выпечкой – слоёными пирожками в форме книжечек, маленькими ватрушками, а также прочей сдобой.

На смену «России» пришел едва ли не самый шикарный ресторан «Ампир». Это заведение своей атмосферой славилось на всю Москву: частыми гостями здесь были поэты Серебряного века. Сохранились многочисленные воспоминания и свидетельства современников о том, как Марина Цветаева, например, читала в местном литературном кафе «Трилистник» свою поэму «Стенька Разин». Декламировал в этом кафе свои стихи и великий мастер русского слова Владимир Маяковский, который был не частым гостем подобных творческих «посиделок» и встреч.

Еще одним знаменитым «посетителем» здания, где располагался «Ампир» был Владимир Ленин, который, как гласит надпись на мемориальной табличке, 26 ноября 1918 года выступал здесь, а 11 апреля 1919 года присутствовал на пленуме Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС).

Шло время и в 1920-хгодах «Ампир» был переименован в «Аврору». Здесь выступал знаменитый чехословацкий джазовый барабанщик, живая легенда Лаци Олах. В середине 1950-х этот виртуозный музыкант приехал в СССР на гастроли в составе чехословацкого джаз-оркестра, влюбился в москвичку и остался в России.

Compressed file
Чехословацкий джазовый барабанщик Лаци Олах
Фото: РИА Новости

Благодаря Олаху советские любители джаза познакомились с таким направлением как свинг. Ресторан стал островком в центре Москвы, где царил дух свободы. А для некоторых будущих отечественных джазменов выступления коллектива Олаха стали настоящей школой.  

Вот как описывает свою встречу с музыкантом писатель-криминалист, по сценариям которого были сняты культовые советские фильмы, Эдуард Хруцкий в своей книге «Криминальная Москва»:

«Но особенно мы любили ресторан «Аврора» (с 1958 «Будапешт» - прим.), где играл знаменитый ударник Лаци Олах.

Когда-то мой дядька познакомил меня на Тверском бульваре с невысоким полненьким человеком с веселым лицом.

— Это знаменитый джазовый музыкант Лаци Олах, — сказал он мне.

Как ни странно, Лаци запомнил меня и, когда я появлялся в «Авроре», дружески здоровался, что очень льстило моему самолюбию.

Как только я усаживался с девушкой за стол, к микрофону подходил трубач и объявлял:

— Мелодия из кинофильма «Подвиг разведчика».

Оркестр начинал играть знаменитый фокстрот «Гольфстрим».

Играл оркестр и мелодии из спектакля Центрального театра кукол «Под шорох твоих ресниц» и даже музыку из сцены «Полярный бал» в фильме «Музыкальная история». Такие вещи комиссией, утверждавшей репертуар ансамбля, милостиво разрешались, хотя все знали, что стоит за этими безобидными названиями».

Местные завсегдатаи поговаривали, что в 1940-50-х годах ресторан «Аврора» был не только «намоленным» местом для богемы, но и для представителей криминального мира того времени, которые использовали расслабленную обеспеченную публику заведения в своих корыстных и не совсем законных целях. Тот же Хруцкий в одной из своих книг описывает, как в ресторане молодые, хорошо одетые, щедрые «ребята-фронтовики» с хорошенькими девушками собирали информацию о состоятельных посетителях.

«А через несколько дней в квартире подпольного дельца раздавался звонок. Входили двое или трое молодых людей, предъявляли муровские книжечки, клали на стол ордера на обыск и начинали изъятие денег и ценностей, нажитых преступным путем». Эта детективная история в духе «Эры милосердия» братьев Вайнеров закончилась задержанием банды преступников.

Compressed file

Будапешт для советских

В 1958 году в здании по адресу Петровские линии дом 2 была открыта гостиница «Будапешт» с одноименным известным на всю Москву рестораном.

Вновь переименованный ресторан успел «засветиться» и на советских киноэкранах. В этот же год страны вышел и пользовался большим успехом фильм «Дело Пестрых». Многие зрители угадывали в некоторых сценах интерьеры главного зала «Будапешта».

Помимо легенд и шикарной обстановки ресторан отеля славился отменной кухней. По меркам советских времен здесь можно было не только вкусно и недорого поесть, но еще и совершить гастрономическое «путешествие» в мир венгерской кухни.

«Будапешт», а до этого его предшественник «Ампир» был одним из первых московских заведений, где подавали комплексные обеды. Так, в середине XX века за 10 рублей здесь можно было попробовать: пряное ассорти из салями в зелени, наваристый с густой подливой гуляш, острый суп со специями. Завершить трапезу можно было бокалом токайского вина «Ассу» или «Фурминт».

За атмосферу и сервис отель «Будапешт» любили не только советские посетители, но и зарубежные гости. Знаменитый испанский певец Рафаэль (Мигель Рафаэль Мартос Санчес) был одним из первых представителей испанской эстрады, которые начали активно выступать за рубежом. В октябре 1972 году во время повторных гастролей в Москве он останавливался в гостинице. А уже в наши дни — легенда мотоспорта, «летающий мотоциклист», чье имя вписано в книгу рекордов Гиннеса, Юрген Баумгартен во время своих визитов гостит в «Будапеште».

Сегодня «Будапешт» стал вполне современным отелем, но, как и много лет назад, это гостеприимный дом для гостей из стран СНГ, Европы, Индии, Китая, Мексики, США, Южной Кореи, Японии и др.

Compressed file
Мотогонщик Юрген Баумгартен
Фото: сайт отеля "Будапешт"

Кинотеатра не будет

Помимо одноименных отеля и ресторана в Советском Союзе был построен кинотеатр «Будапешт». Он открыл свои двери для посетителей в знаменательную для светского кинематографа дату — 1976 год. Именно тогда на экраны вышел фильм «Ирония судьбы или с лёгким паром!», который станет одним из символов эпохи и главным новогодним фильмом на многие годы вперед.

Находился кинозал в районе Бибирево и был очень популярен среди местных жителей. Здесь проводились фестивали венгерских фильмов, на премьеры приезжали популярные актеры.

«Будапешт» неоднократно реконструировали, но после закрытия на ремонт в 2011 году он в конечном счете прекратил свое существование. Сейчас на его месте располагается одноименный многофункциональный районный центр с магазинами и современными кинозалами.

 

Олеся СПОДА

ОБ АВТОРЕ: политолог-аналитик, сотрудник Россотрудничества.